Сегодня я предлагаю вам поговорить о некоторых известных картинах не менее известного живописца Карла Брюллова. Нет, нет , не с точки зрения искусствоведа! В этом я, увы, не сильна. С точки зрения персонажей картин. А если еще точнее, то разговор у нас пойдет об одной конкретной женщине. Конечно, богатой, красивой и знатной.
Если вы приглядитесь к картинам Карла Брюллова, то несомненно увидите, что с определенного периода на всех картинах художника появляется одна и та же женщина, обладающая яркой "итальянской" внешностью . Современникам Брюллова ее имя было хорошо известно: Юлия Павловна Самойлова. Некоторые картины Брюллова откровенно являются ее портретами , но даже на самой известной его картине "Последний день Помпеи" , Самойлова изображена четырежды.
Кто же была эта дама и почему она удостоилась такого внимания известного художника?
Она родилась в 1803 году . Ее родителями были: Павел Пален (сын Петра Палена, прославившегося участием в убийстве императора Павла) и Мария Скавронская, которую называли "последней Скавронской". Напомню , что из рода Скавронских происходила Екатерина I. И это официальная версия, но в светском обществе ходили слухи, что к появлению ребенка на свет был причастен отчим Марии - Джулио (Юлий Помпеевич Литта). Отсюда, мол, итальянский тип внешности и необычное имя девочки. Да и своё огромное состояние вместе с собранием произведений искусства Литта по завещанию разделил между Юлией и двумя побочными детьми.
Родители развелись через год после рождения дочери и ее воспитанием занимались бабушка и дедушка со стороны матери.
Девочка обладала , действительно, необыкновенной яркой красотой, затмевающей всех, кто имел несчастье оказаться рядом с ней.
Будучи фрейлиной двора, 25 января 1825 года, 22-х летняя Юлия вышла замуж за Николая Александровича Самойлова. Жених был всего двумя годами старше невесты. Богат, хорош собой, необыкновенно остроумен и весел. Словом, пара оказалась удивительно гармоничной, но ,увы, только внешне. Любви в этом браке изначально не было, а формула "стерпится - слюбится" была никак не для страстной красавицы Юлии. Венчание состоялось в Казанском соборе, молодых благословил император Александр I и вдовствующая императрица Мария Федоровна , но и это не способствовало крепости брака.
В 1827 году супруги по взаимному соглашению разъехались, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию. С Карлом Брюлловым они познакомились в том же 1827 году в Риме. По одной из версий произошло это у князя Гагарина. Причем, хозяин дома, заметив интерес Брюллова, предупредил его: «Друг мой, прошу Вас, будьте осторожны, не обожгитесь. От этой женщины можно сойти с ума!»
Но было уже поздно — Карл влюбился. Сразу и на всю жизнь. Согласно другой версии, их знакомство состоялось в салоне знаменитой Зинаиды Волконской.
Но, как бы там ни было, завязался бурный роман. Влюбленные отправляются в путешествие по Италии. В том числе посещают и Помпеи, где рождается идея знаменитой картины. В 1829 году умирает бабушка Юлии, оставив ей в качестве наследства родовую усадьбу Скавронских Графская Славянка под Петербургом и Самойлова едет в Россию вступать в наследство. Для обустройства нового жилья она обращается к брату Карла Брюллова, архитектору Александру Брюллову, котрый позднее строит для нее дачу на Елагином о-ве. С этого времени Славянка становится центром притяжения петербургского светского общества. Главным образом мужской его половины.
Графиня Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. Ольга Павлищева, сестра А.С.Пушкина, писала мужу в Варшаву:
"Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрепанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе".
Император Николай I недовольный выходками Самойловой, предлагает ей покинуть Россию и она вновь возвращается в Италию, где продолжает свои отношения с Брюлловым.
Их роман с перерывами длился 16 лет, и за это время Брюллов даже успел жениться и развестись.
В 1845 году Самойлова и Брюллов расстаются и она выходит замуж за итальянского певца Пери, что стоило ей графского титула и Российского подданства. Однако брак продлился недолго. Муж умирает от чахотки.
Уже на закате жизни, исключительно для получения титула она вновь выходит замуж за французского графа Шарля де Морне. Брак был практически фиктивным. Юлия Павловна ежегодно выплачивала мужу огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
У графини Самойловой были две приёмные дочери — младшая Амацилия Пачини и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора , которых Карл Брюллов изображает на картине "Всадница". Они через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Умерла графиня 14 марта 1875 года.
Пролетели не годы - столетия. Ушел в небытие 19 в. Вместе с ним ушли и люди, когда-то поражавшие воображение. Исчезла память о русской красавице с итальянской внешностью...
И только картины великого художника сохранили нам облик этой необыкновенной женщины.
Во всех картинах чувствуется его нежное отношение к Самойловой, о чем писал А. Бенуа: « Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели... ».